Лазерная косметология в КиевеЛазерная косметология в Киеве

Три истории: современные украинские художники за границей | Vogue Ukraine


Среди востребованных украинских художников, чьи имена все время на слуху, есть те, кто живет за границей. При этом на родине успешно проходят их персональные выставки, произведения продаются на аукционах и пополняют частные коллекции. Среди них — Валерия Трубина, Роман Жук и Никита Кравцов. Постоянный автор vogue.ua Светлана Старостенко сделала три телефонных звонка – в США, Нидерланды и Францию — и предложила собеседникам поговорить о том, как они однажды изменили свою жизнь и что за этим последовало. Их истории записаны специально для vogue.ua.

Валерия Трубина

Валерия Трубина

Представительница украинской «новой волны» в искусстве, Валерия Трубина родилась в Луганске в 1966 году. В начале 1990-х она была одной из немногих женщин-живописцев знаменитого киевского сквота «Парижская коммуна», принимала участие в выставочных проектах (в том числе зарубежных). На выставке «Вавилон» в Москве работы Трубиной и еще нескольких молодых живописцев из Украины были замечены искусствоведом Эндрю Брауном. И в 1993 году известный куратор, который еще в 1980-х основал галерею «369» в шотландском Эдинбурге, ставшую трамплином для молодых художников, приехал в Киев — чтобы пригласить компанию киевских художников принять участие в выставке – знаковый проект “Ангелы над Украиной”, 1993 год, в апостольской церкви. Кроме Трубиной, туда отправились Арсен Савадов, Георгий Сенченко, Александр Ройтбурд, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан.

Валерия Трубина в Эдинбурге, 1993

Та выставка оказалась судьбоносной. По завершении работы над проектом организаторы предложили Валерии Трубиной остаться в Шотландии, в художественной резиденции. Там художница работала над знаменитой серией картин с изображением таинственных садов, сумеречных парков с фонтанами и ступенями, ведущими в даль. Эти работы вместе с полотнами Олега Голосия из своей личной коллекции, Браун выставляет в лондонском пространстве The Economist (проект New Ukrainian Painting — After The Apocalypse). Период жизни в Великобритании Валерия вспоминает с любовью. Это была возможность увидеть вживую произведения любимых художников: Уильяма Тернера, прерафаэлитов. «Когда мы были в Лондоне — не выходили из галерей. Браун сделал для нашей компании бесплатные входы. Мы заходили каждый день утром и выходили после заката, когда уже нас выгоняли. Это был запой по искусству: когда ты видишь вживую в музеях то, что видел только на репродукциях в советских журналах, крышу сносит», — делится воспоминаниями художница.

Валерия Трубина и Александр Гнилицкий, Эдинбург, 1993 год, на крыше церкви, в которой состоялась выставка «Ангелы над Украиной»

После выставки Трубина размышляла, стоит ли возвращаться в Украину. Тогда же в Лондон приехал брат мужа Валерии, живший в Чикаго, и пригласил супругов уехать в Штаты. Так вопрос выбора страны разрешился сам собой. В Чикаго, получив вид на жительство, Валерия сначала сотрудничала с театральной труппой из Нидерландов Dogtrop — разрабатывала костюмы и декорации для спектакля. После — занималась интерьерным дизайном и флористикой. На первой же групповой выставке Outsiders Art (Judi Saslow Gallery, Чикаго) ее картина была куплена. К тому же, в городе оказался целый район галерей, где можно было успешно продаваться. Так Валерия оказалась востребованным художником и в США.

Спустя пару лет, по приглашению немецкой галереи Shuper, Валерия едет в Мюнхен, где участвует в выставках. Оттуда отправилась в Украину и провела на родине почти год: работала в мастерской на улице Гончара, активно выставлялась в галерее Blank Art. По возвращении в Штаты, в 1998 году они с мужем осели в Беркли, неподалеку от Сан-Франциско. Здесь художница попробовала себя и в роли дизайнера: несколько лет она успешно разрабатывала анимацию для компьютерных игр. Работа приносила хорошие деньги и оставляла время для живописи и выставок.

Начиная с 2008 года, Валерия Трубина приезжает в Киев раз в год. Сначала подписала договор с галерей Bottega, где в течение нескольких лет проходили ее персональные выставки. Затем состоялись ее соло-проекты в «Шоколадном домике», галереях «Ра» и Dymchuk, музее Тараса Шевченко и Французском Институте в Украине. Регулярно проходят презентации и продажи ее работ на торгах аукционного дома «Золотое Сечение». В 2020 году пандемия нарушила планы, и персональная выставка, запланированная на май в Киеве, не состоялась. Сама художница относится к этому философски, много работает и планирует приезд в Киев будущей весной. Ее масштабная живопись и нежная изящная графика ценятся киевскими коллекционерами. А за работами 1990-х годов идет настоящая «охота». Интерес к художнице Трубиной привычен в профессиональном поле — будто бы она никогда никуда не уезжала.

Никита Кравцов

История Никиты Кравцова — история уже следующего после девяностых поколения художников. Он родился в Ялте в 1988 году. С 15 лет жил в Киеве, где окончил Художественную академию искусств, став последним аспирантом знаменитой художницы Татьяны Голембиевской. Последние четыре года Кравцов постоянно живет в Париже, но назвать эмиграцией это нельзя. Скорее, он украино-французский художник, который работает по всему миру. Никита был готов к смене постоянного места обитания: путешествия, работа в иностранных резиденциях по нескольку месяцев уже стали образом жизни. Если сравнивать с теми, кто покидал страну «навсегда» тридцать лет назад, сейчас разрыв совсем не так глобален. Меняется вид из окна, но благодаря интернету связь с близкими и профессиональной средой не обрывается.

Никита Кравцов и Камий Санье-Кравцова, фото Manuel Obadia-Wills

Все начиналось с поездок по приглашению культурно-просветительской организации Alliance Française. Несколько раз Кравцов принимал участие в известной парижской художественной резиденции Cité International Des Arts. Там же во Франции Никита встретил свою будущую жену, художницу Камий Санье — завязались отношения, которые стали еще одним аргументом для смены места жительства. Вместе они какое-то время жили в Греции, Германии, немного в Австрии. По словам Никиты, «мы смотрели и пробовали, где нам захочется жить». Сегодня пара обосновалась в Париже, в районе Бастилии. Вместе они создали ряд проектов под псевдонимом The Tooth & The Root.

Сфера профессиональных интересов Никиты Кравцова обширна. Известный как живописец и график, он также создает анимацию для фильмов и клипов. Культурные проекты Франции и Украины интересны ему одинаково. На родине Кравцов был частым резидентом художественного пленэра «Бирючий», благодаря организаторам которого выиграл возможность участвовать в резиденции Flux Factory (Нью-Йорк). Будто по принципу домино, из Штатов Кравцова тут же пригласили поработать в резиденции города Орхус в Дании.

Никита Кравцов

Среди важных для Кравцова проектов в Украине — участие в украинской биеннале Arsenale 2012, презентация арт-бука War is over в галерее «Карась», выставка «Бестиарий» в галерее Павла Гудимова Ya Gallery и «Голый завтрак» в Малой галерее «Мистецького Арсенала». В 2016 году Никита иллюстрировал «Криминальный кодекс» издательства «Основы», создав 33 наглядных изображения преступлений. Начиная с 2010 года, работы Кравцова регулярно выставляются на торги на киевских аукционах. Только в «Золотом Сечении» они были представлены 14 раз. Последний на сегодня проект Никиты в Украине — «Армагеддон» — был презентован дважды. Сначала в одесской галерее Invogue#Art (совместно с Камий Санье-Кравцовой, 2018), после — в Киеве, в Port Creative Hub (2019). Проект оказался коммерчески успешным, и большую часть работ раскупили.

«У меня не было цели переехать в Париж — в Киеве все устраивало. Но Франция всегда привлекала своими музеями и уровнем жизни, — делится Кравцов, которого недавно, уже как французского живописца, пригласили в проект Art Residency. Normandie. — Во Франции комфортнее жить. В Украине, конечно, комфортнее работать. Я становлюсь космополитичным в плане искусства, но в голове-то у меня восточно-европейский менталитет».

Роман Жук

Ученик знаменитого нонконформиста Карла Зверинского, художник Роман Жук родился в 1955 году под Тлумачем Ивано-Франковской области. Жук повлиял на отечественное современное искусство как один из представителей украинского трансавангарда. С середины 1990-х он живет в Амстердаме, где, не отрекаясь от национальной идентичности, вобрал в своем творчестве лучшие традиции мировой живописи.

Роман Жук

До того, в конце 1980-х — начале 1990-х, Роман Жук еще жил во Львове. Времена развала и беспорядка были не лучшими для местных выставочных проектов. Интересные художественные группы формировались тогда в столице, но примыкать к ним у Романа желания не возникало: как и сегодня, ему комфортнее не быть с кем-то связанным идеологически. При этом с удовольствием и огромным уважением к организаторам, Тиберию Сильваши и Александру Соловьеву, он вспоминает знаменитые седневские пленэры того времени, такие важные для определения современного украинского искусства. Совместно с Павлом Маковым, Александром Ройтбурдом, Марком Гейко, Владимиром Богуславским и Александром Бабаком, Жук принимал участие в этой резиденции в 1988 году.

Роман Жук, «Ананас», 2009

Как только это стало возможным, после обретения Украиной независимости, Роман отправляется в свою первую заграничную поездку – в Нидерланды. «Я наконец-то увидел вживую голландский натюрморт, который рассматривал на картинке еще в школе и думал тогда: «Боже, как это можно было нарисовать… Я бы отдал жизнь, чтобы уметь так рисовать», — восторженно вспоминает Жук. — Трудно передать, какие это были чувства, какая энергия, когда видишь искусство перед собой, а не в советском журнале «Огонек». Без особого плана, скорее по наитию или предчувствуя перемены, художник взял с собой в поездку несколько небольших полотен на случай, если будет возможность показать или предложить их кому-то за границей. И не зря – несколько галерей проявили интерес к произведениям Жука, и с этим уже можно было начинать работать. О своих первых попытках наладить работу за границей художник говорит так: «Я ничего из себя не представлял. Но было достаточно энергии и желания приехать снова, чтобы выстраивать профессиональное сотрудничество». Через год он, уже более подготовленный, возвращается в Нидерланды. В 1992 году там проходят четыре его персональные выставки (в Амстердаме, Гааге), картины начинают продаваться — это, хоть и давалось очень нелегко, вдохновляло двигаться дальше. С тех пор и до сегодняшнего дня в Нидерландах Роман принимает участие в выставочных проектах высокого уровня. Таких, например, как ежегодная выставка Zommer Expo — длительный проект каждый раз на новую заданную тему, подобно биеннале.

Для Украины Роман Жук — художник «музейный». Один-два раза в год он приезжает на родину, где презентует персональный проект в музейной институции (не говоря уже о множестве масштабных сборных проектов). Важными вехами стали выставка в Национальном художественном музее Украины «Грабители» (2009) и «Любовь и картины в рамах» в Национальном музее «Киевская картинная галерея» (2016). На протяжении десяти лет Жук принимал участие в знаменитом форуме Art Kyiv Contemporary. В 2019 году аукционный дом «Золотое Сечение» организовал авторский проект художника Spring Vibes, где половина предметов были проданы. Из недавнего еще на слуху проект «Я все ж тебе кохаю… I still love you…» во Львовской национальной галерее искусств прошлой осенью. А в Музее Потоцких установили скульптуру, созданную Жуком, — прямо на фасаде здания. С ноября по январь 2021 года проект «Я все ж тебе кохаю…» показали еще и в Музее истории Киева.

История Романа Жука схожа с историей Валерии Трубиной — толчок к переезду дала та же «перестройка». Но Жук не эмигрант. Прожив в Нидердандах какое-то время, он получил вид на жительство, сохранив украинский паспорт. Роман фактически и юридически остается украинцем, но Амстердам дал художнику необходимый комфорт. «В этой жизни нужно быть живым и активным», — философски подытоживает свой рассказ художник. В этом весь Жук – со своей жаждой жизни, которая не бунт, но черта характера.

Текст: Светлана Старостенко



Source link

Related Articles

- Advertisement -

Latest Articles