Лазерная косметология в КиевеЛазерная косметология в Киеве

Башопера ждёт на премьеру создателя спецэффектов «Матрицы»


В состоянии эффекта

 

Предстоящая премьера одноактного балета «Свет погасшей звезды» по мотивам башкирской легенды «Юрактау» («Сердце-гора») вызывает неподдельный интерес даже у тех, кто никогда не был в числе заядлых балетоманов. А всё потому, что среди тех, кто работал над спектаклем, заявлен человек, который создавал спецэффекты для многих голливудских блокбастеров, хорошо известных и российскому зрителю — «Матрица», «Лара Крофт: расхитительница границ», фильмов «Чернильная душа», «Нирвана» и многих других. В новой постановке башкирской балетной труппы, недавно получившей имя Рудольфа Нуреева, Эндрю Квинн выступает в качестве видеохудожника. «Сосватал» его для сотрудничества с Башкирским театром оперы и балета не кто иной, как московский композитор Николай Попов.

Уроженца башкирского Белебея Николая Попова с австралийцем Эндрю Квинном связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения. Сам композитор не впервые работает с башкирским хореографом Ринатом Абушахмановым — два года назад они вместе создали уникальный спектакль — одноактный балет «О чём молчат камни», в основу которого легли научные исследования рисунков всемирно известного памятника природы — Каповой пещеры (Шульган-таш). Кстати, для создания этого спектакля тоже планировалось пригласить в качестве видеохудожника Эндрю Квинна.

— Но тогда у нас сотрудничество не получилось, у Эндрю были другие проекты, — признаётся сегодня Ринат Абушахманов. — С Николаем Поповым они знакомы давно, работали вместе и в Москве, и в Милане, где Эндрю сейчас живёт.

Как рассказал постановщик журналистам, мистер Квинн очень хочет приехать на премьеру новой постановки — балета «Свет погасшей звезды», которая пройдёт 18 и 19 февраля, но пока вопрос с организацией его визита в башкирскую столицу окончательно не решён из-за ограничений, связанных с Covid-19. Над спектаклем для башкирской  труппы всемирно известный художник работал онлайн.

— Работать нам было очень непросто из-за языкового барьера, — признаётся Ринат Абушахманов. — Он не всегда понимал, что мы от него хотим. Но в итоге как-то решали проблему — посылали ему записи репетиций. Эндрю был очень удивлён, что в Уфе, о которой в Италии, честно говоря, вообще мало кто слышал, существует столь профессиональная балетная труппа. Он сразу заинтересовался и сказал, что с радостью согласится с нами поработать.

Сам голливудский мастер спецэффектов в Россию приезжает не первый год. Ещё в 2016-м он побывал на фестивале искусств «Абстракция без границ» в Казани. Тогда мистер Квинн признавался журналистам, что работа в кино его уже не так привлекает, как раньше — уж слишком утомительное это занятие. Он рассказал, что только на одну минуту анимации для голливудских блокбастеров уходит восемь месяцев ежедневной работы! Сегодня Эндрю Квинн создаёт мультиэкранные видеоинсталляции в больших пространствах в европейских проектах, выступает художником по спецэффектам для всевозможных фестивалей и концертных программ.

 

Хореограф и автор либретто в одном лице

 

Нужно отметить, что Ринат Абушахманов выступает не только как постановщик балета «Свет погасшей звезды», но и как автор либретто. Он написал его на пару с композитором Николаем Поповым, как и для постановки своего первого балета на национальную тему — «О чём молчат камни». Кстати, этот балет зрители смогут вновь увидеть на премьерных показах 18 и 19 февраля: вместе с новым балетом «Свет погасшей звезды» они составят единый спектакль, хотя это две совершенно разные истории.

— Когда мы только поставили спектакль «О чём молчат камни», который зрители увидят в первом акте, сразу возник вопрос: «Что показывать во втором?». Но тогда в Уфе как раз проходил конкурс балетмейстеров и одним из условий была постановка номера по мотивам башкирских легенд, — вспоминает Ринат Абушахманов. — Эти номера мы и показывали во втором отделении. Но поскольку их ставили разные люди, с разной эстетикой, на разную музыку, второе отделение очень отличалось от первого. Тогда уже было ясно, что музыка и хореография должна быть единой. Хотя это два разных спектакля и в работе над каждым были свои особенности. Если в первом случае мы, что называется, сочиняли историю с нуля, то у нового балета — «Свет погасшей звезды» — есть литературная основа, из которой нужно было всё вычленить для балетного искусства. И это довольно сложная задача, не всегда удаётся.

В основу нового балета легла древняя башкирская легенда о бесстрашном батыре Ханбулате и прекрасной девушке Айхылу, чью любовь задумал разрушить злобный и завистливый бай Тинтегул.

— Образ Айхылу — не обычной девушки, а героини из другого мира, звезды, упавшей с неба, требовал особого географического приёма, и поэтому наша героиня будет танцевать на пуантах. Её танец — это почти неоклассика, — поясняет Ринат Абушахманов.

Постановщик рассказал, как работал с танцовщиками, занятыми в спектакле.

— Я не назначал солистов, просто спросил: «Кто хочет участвовать, кому это интересно?» — поясняет хореограф. — За время карантина артистам балета было особенно сложно, без ежедневных занятий, репетиций им было легко потерять форму, и я это хорошо понимал.  А когда театр начал работать, то нагрузка была очень высока. Спектакли текущего репертуар нужно было совмещать с репетициями, и кто-то просто не выдерживал, отказывался. Я относился к этому с пониманием — артистам сейчас очень непросто.

Имя Рината Абушахманова сегодня известно далеко за пределами республики — талант башкирского хореографа оценили не только на родине: летом прошлого года его постановку «О чём молчат камни» захотели пригласить на фестиваль искусства «Тайна горы Крестовой» в Пермском крае. И это в разгар пандемии коронавируса!

— Это было в августе, мы ездили на ежегодный ландшафтный театральный фестиваль «Тайна горы Крестовой», который проходил в окрестностях города Губаха Пермского края, — рассказал Ринат Абушахманов. — Организаторы сказали, что именно этот спектакль — «О чём молчат камни» — им очень подходит. Мы выступали на вершине горы Крестовой. Там была построена специальная сцена с крышей, но, когда мы начали спектакль, начался проливной дождь — и, поскольку был сильный ветер, сцену просто залило водой и пол стал очень скользким. Но никто из наших танцовщиков не отказался выйти на сцену в таких сложных условиях, хотя это, действительно, были по-настоящему экстремальные обстоятельства. Я очень горжусь нашей балетной труппой. Кстати, спектакль «Свет погасшей звезды» станет первой постановкой нашей труппы после того, как она получила имя нашего великого земляка Рудольфа Нуреева. И это тоже символично.

 

Башкирские мелодии и неожиданный вокал

 

Зрителям, которые собираются посмотреть балет «Свет погасшей звезды», следует знать ещё кое-что о спектакле. Во-первых, оркестра не будет: спектакль идёт под фонограмму, и на это есть свои причины. Автор музыки — Николай Попов — почти не пишет чисто акустическую музыку, а только электронно-акустическую. В работе над спектаклем приняли участие известные национальные исполнители — Ринат Рамазанов, фронтмен группы «Аргымак», флагмана башкирского этно-рока, вокалистки Зилия и Юлия Бахтиевы, виолончелист Национального симфонического оркестра Башкирии Аяз Нухов, который, кроме того, сыграл на народных инструментах — кул-кубызе и морин-куле, кураист Мурат Джанизаков и другие. Записали музыку, как и для балета «О чём молчат камни», на студии Cinemamusic Ufa, а в качестве звукорежиссера и саунд-продюсера выступил Марат Файзуллин.

Стоит отметить, что вокальные партии в балетных спектаклях встречаются нечасто, но новинка Башкирского театра — это особый случай. Спектакль «Свет погасшей звезды» — мировая премьера, здесь всё будет эксклюзивным: и хореография, и музыка. Композитор Николай Попов — один из самых оригинальных и интересных российских композиторов молодого поколения. Уроженец Башкирии, выпускник Московской консерватории по классу композиции, он неоднократно принимал участие в мастер-классах выдающихся современных композиторов, таких как Родион Щедрин, Войцех Видлак (Польша), Иван Фиделе (Италия), Мишель Фургон (Бельгия) и многих других. Попов, по его собственному признанию, очарован башкирской мелодикой и для создания соответствующего колорита использовал народные инструменты.

Что касается хореографии, то и здесь зрителей ждёт сюрприз.

— Это будет современный спектакль: его хореография в корне отличается от классической, и не только хореография — и сценография, и музыка, конечно, тоже, — говорит Ринат Абушахманов. — Здесь сделан упор на национальные мотивы, национальные инструменты. Но, в отличии от первого балета, новая постановка — более мелодичная, с современным звучанием, ритмом и формой пластики, есть даже элементы уличного танца — тиктоник, например.

Остаётся добавить, что в основном команда постановщиков первой премьеры балетной труппы осталась прежней со времен постановки спектакля «О чём молчат камни»: так в качестве художника-постановщика над спектаклем работала Фания Низамова, художника по свету — Сердар Чарыев. Премьера балета «Свет погасшей звезды» обещает стать настоящим событием в культурной жизни республики и не только. Ринат Абушахманов признался, что руководство фестиваля «Тайны горы Крестовой» уже попросили прислать им видео нового спектакля. И, скорее всего, башкирскую труппу вновь пригласят принять участие в одном из самых престижных фестивалей уральского региона летом 2021 года. А уфимским поклонникам балетного искусства ждать так долго не придётся.

— Мы очень скучали по зрителям во время вынужденного перерыва и очень рады, что сейчас заполняемость зала уже увеличена до 70 процентов — свет в конце тоннеля уже виден, — уверен Ринат Абушахманов. — Мы работали в сложных условиях: репетиции, текущий репертуар. Премьера состоится после двух балетных спектаклей. И я не помню, чтобы мы в таком авральном режиме готовили премьеру, но, я думаю, всё получится.



Source link

Related Articles

- Advertisement -

Latest Articles