Лазерная косметология в КиевеЛазерная косметология в Киеве

Что нужно знать о выставке номинантов премии М17 Sculpture Prize | Vogue Ukraine


В Центре современного искусства М17 до конца марта проходит выставка работ номинантов премии М17 Sculpture Prize. Тем, кто любит современную скульптуру, смотреть обязательно.

«Звездопад», работа Даниила Галкина

Тема проекта – «Корни и пыльца». Так организаторы (арт-центр М17 и фонд Adamovskiy Foundation) предлагают художникам поразмышлять о своих «корнях», и об этом понятии в современном контексте. О том, как опыт, происхождение или прошлое человека, или общества в целом формируют нынешнее его мировоззрение. На экспозиции Roots and Pollen, созданной по итогам конкурса представлено 12 работ (всего в финал попали 13 участников, где двое работают в тандеме). Номинантами стали: Михаил Алексеенко, Василина Буряник, Катя Бучацкая, Данил Галкин, Влад Голдаковский, Василий Грубляк, Марта Дяченко, Андрей Кириченко, Тарас Попович, Анна Тарадина, Даниил Шумихин, а также творческая группа Богдан Локатыр & Маргарита Журунова.

“Preset”, работа Катерины Бучацкой

Об отборе участников рассказала Катерина Рай, куратор выставки финалистов: «Мы пригласили к участию художников со всей Украины и международных экспертов, с которыми уже давно сотрудничаем. Это Марианна Вагнер – куратор Мюнстерского скульптурного парка, Лиза Паролла – независимый куратор и консультант центра Fondazione Merz в Турине и Хелен Феби – глава кураторской программы Йоркширского скульптурного парка. Они должны были определить 10 номинантов, которые будут бороться за приз, но у некоторых баллы совпали, поэтому отобрали 12».

“Preset”, работа Катерины Бучацкой

Среди номинантов на премию есть лишь одна художница, которая не живет в Украине. Марта Дяченко переехала в Берлин еще в подростковом возрасте. Таким образом, в своем проекте автор может не только оглядываться в прошлое, связывая его с настоящим, но и смотреть со стороны, сквозь призму уже неукраинского контекста. О своей работе «Летающий остров» Марта говорит так: «В моих детских воспоминаниях доминируют послевоенные инфраструктуры автомобильных дорог, которые сообщают “спальные” районы Киева с его центром, а также полуразрушенные сооружение 90-тых – начала 2000-х. Бетон с арматурой, которая из него торчит, или облупленная плитка, описывают определенное «разрушающееся» положение, которое ненароком обнажает детали методов застройки зданий. Это состояние со временем повлияло на мое видение и восприятие пространства Берлина во времена моей учебы там. В работе для Премии я объединяю элементы ландшафтов из детских воспоминаний (времени начала формирования моего понимания пространства) с элементами из Берлина и порта Роттердама. Так создается новый фиктивный ландшафт, который объединяет состояние разрушения с состоянием “новостроя”».

«Летающий остров» Марты Дяченко

К воспоминаниям, не только личным, но и «коллективным», привычным для нескольких поколений украинцев, обращается и молодой художник Михаил Алексеенко. Выставочное пространство проекта как раз начинается с его остроумной работы — скульптуры из советского хрусталя, который давно стал объектом ироничных высказываний в нашей стране, своеобразным «мэмом».

«Хрустальная мечта» Михаила Алексеенко

«После смерти моей бабушки осталось много хрусталя. Она собирала и хранила его, как и большинство “постсоветских” граждан. Использовать хрусталь по назначению в семье было запрещено. Бабушка берегла его для особенного случая. Который так и не состоялся. Бабушки давно уже нет в живых, а мечта осталась. Советская идеология строительства лучшей жизни, стремительный подъем, пафосное величие оставили свой отпечаток в быту обычных людей. А их хрупкая мечта оставила после себя тень — ощущение переменчивости и нестабильности всего, что существует», — объясняет Алексеенко замысел своей «Хрустальной мечты».

Все произведения, представленные на итоговой выставке, одинаково интересны, и каждая заслуживает подробного изучения. Среди авторов — Даниил Шумихин (проект “Нестойкие связи с будущим в данных условиях”) – единственный из номинантов, который обычно работает исключительно со скульптурой.

“Нестойкие связи с будущим в данных условиях”

Уникальной выглядит световая инсталляция Василия Грубляка под названием «Эгрегор» — она занимает практически треть зала, наполняя зрителя чувством тихой торжественности. Похоже, Грубляк – единственный украинский художник, который работает в технике световой скульптуры, где свет – основной материал создания художественного произведения.

«Эгрегор» Василия Грубляка

«Главная цель M17 Sculpture Project – продвижение, развитие трехмерного искусства в Украине и исследовательская работа. Также мы помогаем художникам продвигать их творчество за границей, ищем для них возможности участие в проектах, акциях, выставках. Помогаем подаваться на гранты, составлять резюме. Мы вместе развиваем эту сферу», — акцентирует Катерина Рай.

«Эгрегор» Василия Грубляка

Экспозиция открыта до конца марта, а победителей премии объявят 25 февраля. Жюри премии М17 Sculpture Prize состоит из иностранных кураторов, что даёт более объективную оценку актуального украинского искусства относительно мирового контекста. Парадигма оценивания становится намного шире, чем если бы победителя среди украинцев выбирали соотечественники. Сама же выставка – прекрасный пример, как меценаты и коллекционеры могут поддерживать создание нового искусства. Не только выставками, включением работ в музейные коллекции и публичными продажами, а и участвуя в дорогостоящем производстве скульптур, что помогает художникам скорее попадать в публичное пространство.

Текст: Светлана Старостенко



Source link

Related Articles

- Advertisement -

Latest Articles