Лазерная косметология в КиевеЛазерная косметология в Киеве

Куратор Евгений Березницкий о Kyiv Art Week | Vogue Ukraine


18 мая в Киеве стартует фестиваль Kyiv Art Week. Куратор Евгений Березницкий вместе с командой запустил его три года назад. За это время из локального 4-дневного фестиваля Kyiv Art Week превратился  в полноценную неделю искусства международного уровня. За день до старта фестиваля Vogue.ua встретился с Евгением Березницким. 

Евгений Березницкий

С Евгением мы встречаемся в галерее Bereznitsky Aesthetics на Воздвиженке. Фотографу я в шутку говорю, что перед нами картина «куратор в огне»: Евгений опаздывает, а когда приходит, мы все не можем начать интервью — его телефон разрывается. Вопросы сыплются разные: от организационных моментов, связанных с самым сложным проектом фестиваля — презентацией фрагмента «Стены памяти» на Байковом кладбище, до «лишних билетов» на открытие . Со всеми куратор предельно вежлив и деликатен: умение вести диалог  — одна из сильных сторон куратора и арт-менеджера Евгения Березницкого. Во многом благодаря этому всего лишь за три года Kyiv Art Week, которая начиналась очень скромно, (Березницкий уточняет: «Первый фестиваль был сделан полностью за свои средства») вышла на международный уровень. Так, в этом году в ярмарке — одной из составляющих частей Kyiv Art Week — участвуют 35 галерей из Дании, Германии, Великобритании, Польши, Грузии, Украины. Помимо этого, 13 локальных музеев и галерей — от Киевской картинной галереи до Музея Гончара —  покажут новые проекты, созданные специально для  Kyiv Art Week. Для участия в дискуссиях и лекциях едут фотографы, художники и кураторы из Франции, Румынии, Латвии, Великобритании.

Сам Березницкий скромно открещивается от всех заслуг, и говорит, что у него классная команда: директор фестиваля Мария Вторушина, которая в  Bereznitsky Aesthetics неизменно отвечает за большинство выставок, программный директор Андрей Сигунцов, пиар-директор Алиса Маллен и другие. 

Главной темой нынешнего Kyiv Art Week стала  тема, болезненная для современной Украины — проблема интеграции памятников советского периода в публичном пространстве. В разгар диалога о декоммунизации тема, вероятно, не оставит равнодушным никого — а фестивалю она сразу принесла как дополнительных поклонников, так и критиков. 18 мая на Байковом кладбище презентуют восстановленный фрагмент «Стены памяти» — скандально известного мемориала и одного из самых интересных скульптурных памятников Киева. Дуэт молодых и авангардных художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко  занимался возведением мемориала больше 10 лет. По заказу государства художники создали огромную стену размером больше 200 метров с барельефами со сценами из мировой мифологии. Памятник должен был стать частью Парка памяти на Байковом кладбище. В 1982 стену залили бетоном, а художников обвинили в формализме и создании антисоветского искусства. Спустя 36 лет по инициативе Березницкого и Киевской городской администрации начали работу над восстановлением памятника. 

Куратор вспоминает, что его первый пост в фейсбуке о том, что «Стена памяти» будет восстановлена, собрал море критики. «Начался фейсбук-скандал, нас назвали мошенниками и жуликами. Я не стал вступать в переписки, мы просто решили, что будем делать то, что делаем». С культурной точки зрения «Стена памяти» Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко — скульптура, которая войдет в историю искусства. «Судя по тем фотографиям, которые сохранились, это очень нервное, напряженное искусство, очень ко времени. Мне «Стена памяти» по своей напряженности напоминает работы Шагала», — говорит Березницкий.

Сценарии работы с архитектурой советской Украины обсудят во время дискуссионной программы. В ней примет участие известный французский фотограф Фредерик Шобен, который 13 лет был главным редактором французской версии журнала Citizen K. Шобен — автор популярной книги СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed, которая вышла в 2011 в издательстве Taschen и один из главных исследователей памятников советского модернизма в Европе. 

В галерее Bereznitsky Aesthetics

«Я думаю, вещи нужно помещать в новый контекст, — размышляет Березницкий. — Нужно понимать, что есть памятники времени – как памятник Ленину, например, а есть памятники, которые имеют культурную ценность. Массовые памятники вождям, которые стояли в каждом селе в Союзе –  ширпотреб и штамповка, от которой нужно избавиться. Но символы времени требуют нового осмысления.  Ансамбль, доминанта местности, культурное наследие – все это не пустые слова. К тому же, если из особенных с точки зрения архитектуры «Тарелки» или отеля «Салют» сделают бизнес-центры, Киев перестанет нам нравится».

Нынешняя Kyiv Art Week сильна авторскими проектами украинских кураторов. Например, Олег Соснов, большой полклонник стрит-арта и коллекционер уличного искусства, благодаря которому в Киеве появились муралы на Андреевском спуске, Большой Житомирской и Стрелецкой, курирует проект «По графику», который откроется 23 мая в БЦ «Торонто». По инициативе Олега в Украине впервые покажут станковые работы звезд современного стрит-арта. «Олег дает возможность нам узнать, что стрит-артисты не только работают со стеной и не только в уличном пространстве, что у них есть камерные работы, живопись, графика».  Так, на выставке можно будет увидеть работы 35-летнего французского художника JR — одного из самых успешных стрит-артистов мира, участника Венецианской биеннале, выставки которого проходили в Лувре, Центре Помпиду и британском Tate Modern, а фильмы участвовали в программе Каннского кинофестиваля. Также в рамках Kyiv Art Week свою новую работу презентует  звезда украинского стрит-арта  Владимир Манжос aka Waone Interesni Kazki.

Жанна Кадырова, один из самых успешных украинских  художников, курирует спецпроект BIRUCHIY. BIRUCHIY — резиденция украинских художников на одноименном полуострове в Азовском море. Художники представят коллективный интерактивный проект «Разукраска» : это их размышления на тему прибрежного ландшафта Бирючего и его изменения, в первую очередь застройки, а также загрязнения. Так, например, художники Настя Лойко и Владимир Гулич покажут инсталляцию из пластикового мусора, найденного на берегу. В проекте примут участие Илья Исупов, Влада Ралко, Никита Кравцов и другие художники.

23 мая в БЦ «Торонто» начнет работу ярмарка Kyiv Art Fair, где можно приобрести современное искусство. Среди участников — украинские F.A.C.E. Foundation & Mironova Gallery, галерея «Триптих», Voloshyn Gallery, Zenko foundation, берлинская галерея Kwadrat,  Sabsay из Копенгагена. Березницкий говорит, что даже первый Kyiv Art Week был довольно эффективной в смысле продаж площадкой, а лучше всего на ярмарке покупают искусство стоимостью от тысячи до 5 тысяч долларов.

На вопрос о том, что бы он лично купил на Kyiv Art Fair, Березницкий говорит, что очень ждет работы художника из Берлина Андрея Логинова, который создает сложные технически инсталляции на стыке биологии и искусства.  При этом Березницкий скромно говорит, что искусство не есть его главная миссия. «Я не занимаюсь искусством, я занимаюсь культурным менеджментом. Мои эстетические воззрения вообще не связаны с тем, что  я делаю. Я сознательно отказался от своих предпочтений в пользу того, чтобы выполнить другие задачи: мне хочется помочь культурной среде стать качественной и эффективной».

Евгений и вправду больше человек бизнеса, чем искусства: в его речи то и дело проскакивают термины из сферы управления, а в своей арт-деятельности он руководствуется деловыми принципами. Юрист по образованию, на практике юриспруденцией Березницкий никогда не занимался, зато занимался бизнесом — сначала ресторанами, потом недвижимостью.  «Изменить у нас в стране можно только одним способом – брать и делать», — заключает Березницкий и прощается. Идет «делать» Kyiv Art Week.

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Мария Павлюк



Source link

Related Articles

- Advertisement -

Latest Articles