Лазерная косметология в КиевеЛазерная косметология в Киеве

в омском центре «Эрмитаж-Сибирь» запустили коллаборацию фотографов и дизайнеров одежды


Название экспозиции отсылает нас к искусству эпохи рококо, к прекрасным образам французского живописца и рисовальщика Антуана Ватто (1684–1721). Но проект гораздо сложнее и многограннее. Идея творческой коллаборации дизайнеров одежды с фотографами на тему осознанности возникла еще в 2019 году. По словам идеолога Омской Арт-резиденции Эммы Васильевой, дизайнеры размышляли об устойчивой моде и рациональности, красивых образах и ценностях каждого дня, перерабатывая готовые костюмы в новые, коллекционные. Старые вещи гармонично перешли в новую реальность — так разумно живет и природа.

Поэтому тему взаимоотношений пейзажа и человека и обращение к эстетике рококо для фотографов выбрали не случайно. Осмысление этого стиля XVIII века в современном контексте предложил куратор проекта Василий Мельниченко — фотограф и художник, переехавший из Омска в Берлин.

«Рождение этого проекта вместе с командой Омской Арт-резиденции состоялось в 2019 году, рассказала вдохновитель Арт-резиденции Эмма Васильева. Мы стали задумываться о том, что хотелось бы видеть интересные образы, связанные с модой, костюмом, но сделанные не из чистой ткани, а из того вторсырья, которое было уже когда кем-то использовано. Почему-то именно эти образы из уже ношенной одежды с какой-то определенной историей и даже какой-то эстетикой часто отвергаются людьми. Носить вторичное — как-то не очень серьезно и правильно, может, не всегда эстетично. И нам захотелось тот момент, когда что-то новое рождается из старого, сделать более прекрасным и интересным. Поэтому в проект мы позвали наших замечательных дизайнеров омской школы дизайна — было около 10-12 человек. Кто-то вошел с целой коллекцией, кто-то — с отдельными элементами дизайнерской одежды».

Начало проекта – «Возвращение к себе» – презентовали в ТЦ «МЕГА» осенью 2020 года. В большей степени он говорил о том, как более осознанно и более рационально подходить к своей жизни. «Возвращение Ватто» – это продолжение проекта в Музее имени М. А. Врубеля в 2021-м.

В экспозиции – авторская одежда, фотографии, арт-объекты, видео-арт, созданные Омской арт-резиденцией и студентами Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета. Как образцы для подражания и источник вдохновения в состав выставки вошли произведения из собрания Музея имени М. А. Врубеля – живописное полотно «Игра в жмурки» кисти Жана-Батиста Патера, ученика Антуана Ватто, и графический лист «Обезоруженная любовь» с оригинала Франсуа Буше «Венера, обезоруживающая Купидона».

Идея соединить в моде ее элитарное звучание с естественностью, природностью отсылает прямо к XVIII веку, к искусству рококо, одним из основоположников которого и считается Антуан Ватто (1684–1721). Поэтому проект получил название «Возвращение Ватто», как возвращение идеалов игры, природности и изящества.

Еще на улице гостей центра «Эрмитаж-Сибирь» встречает «Дерево», которое уже стало самостоятельным арт-объектом на улице Музейной.

«Рококо — это отсыл к тому времени, когда пейзаж и человек жили в определенной гармонии. Поэтому, когда мы делали этот проект в «МЕГЕ», у нас возникла экологическая тема с командой Омской Арт-резиденции, ведь рождение новых объектов из каких-то остатков тоже может принимать природные формы, — рассказала Эмма Васильева. — Это «Дерево» сначала было выполнено специально для проекта в «МЕГЕ» и играло там роль арт-объекта. А с другой стороны — это призыв обратить внимание на природу, на деревья и на то, что нас окружает и было создано самой природой. Сейчас это арт-объект на улице Музейной напоминает о необходимости беречь природу и о том, что можно видеть красоту в любой части, созданной и природой, и человеком».

Как отметила во время открытия выставки заместитель министра культуры Омской области Светлана Бакулина, проект «Возвращение Ватто» это очень красивый праздник, и событие не только в жизни Музея изобразительных искусств имени Врубеля, но и для студенческой жизни Омска, для Арт-резиденции, которая уже является своеобразным брендом города.

«Выставка посвящена в первую очередь осознанному отношению к быту, к жизни, к тому, что является истинными ценностями. Посмотрите на эти прекрасные модели — как здорово, что обретают вторую, а то и третью жизнь те предметы, которые предназначались на выброс. Мастерство художника способно их преобразить и дать им новую жизнь. Эта выставка даст нам возможность по-новому посмотреть на мир творчества, на мир вокруг нас, истинные ценности и дать итог своей жизни в этой динамичной жизни, считает Светлана Бакулина. Предлагаю немного «зависнуть», подумать и осознать, дать новый виток креатива в собственной жизни».

Открытие, проходившее в комбинированном формате, ознаменовалось ярким показом – Молодежный театр мод «ОбраZ» (ОмГТУ) представил коллекцию, продолжающую тему выставки.

Этот отдельный блок моделей одежды разрабатывали осенью 2020 года для фестиваля на тему переработки одежды совместно с «МЕГОЙ». Предполагалось, что в этом фестивале могли бы участвовать не только дизайнеры, студенты, но и все горожане, которые с интересом относятся к дизайну одежды и экологическим акциям.

Как рассказала по видеосвязи Эмма Васильева, все костюмы имеют отношение к такой теме, как апсайклинг, когда старые вещи подают совершенно по-новому, либо перешивают, переукопмлектовывают или придумывают какой-то новый образ.

«Мне кажется, эта тема осознанного потребления в моде — сегодня это очень важный разговор, — считает идеолог Арт-резиденции. — В экспозиции также есть достаточно большой блок с всероссийского фестиваля этники, потому что еще 6 лет назад в фестивале «Сибирская этника» мы ввели номинацию «апсайклинг». Сначала ребятам очень не хотелось брать одежду, которая уже у кого-то была и носилась, то на 3-4 год номинация выросла и в ней стало участвовать много конкурсантов. Так что и здесь тоже Омск задал новый тренд».

Второй тематический блок в одежде связан с денимом. «Мне кажется, что деним в переработке как материал имеет большой потенциал. В нем много совершенно разных техник — и декоративных, и конструктивных — можно работать и с формой, и нашить какой-то декор», — считает Эмма Васильева.

Третий блок — это уже линейка настоящего прет-а-порте. В ней есть пиджаки, куртки, юбки, брюки, которые нам нравятся, но с точки зрения времени уже стали не актуальными. В этой коллекции дизайнеров вещь, которая выполнена три, пять или десять лет назад, вновь может стать актуальной именно на сегодняшний день.

По словам Эммы Васильевой, со-кураторами в этой части выставки выступили дизайнеры одежды Инна Карпова и Вера Палей, которые и сами занимаются этой темой. Они формировали экспозицию, а вообще задумались над этой темой на втором курсе, и сейчас уже подошли к выпуску.

«Надеюсь, что эта тема даст им возможность в мире моды реализовать свою миссию с прицелом на осознанность и снижение мира потребления», — считает куратор.

Кроме того, проект возглавили несколько замечательных омских фотографов — в коллаборации хотелось сделать сложный мультимедийный проект, в котором бы появилась другая эстетика. Напомним, что первой задачей перед авторами стояло задуматься над темой экологии, осознанности, о моде в первую очередь, потому что фешн-индустрия — одна из тех, которые активно засоряют нашу окружающую среду.

Второй аспект проекта — в другой эстетике сделать подачу этой одежды. И эту задачу вместе с фотографами решал куратор Василий Мельниченко. К слову, не все фотографы дошли до финального результата, так как это было не просто.

На фото фигурируют все те же образцы одежды из вторсырья, но благодаря мастерству фотографов возникли совершенно новые прекрасные образы, а одежда стала напоминать модели от-кутюр.

«Примерно в течение года мы общались онлайн, один раз очно, отсматривали работы, вносили уточнения. Фотографами была сделана колоссальная работа. То, что они выполнили — это великолепно. Не осталось никаких сомнений, что этот проект нужно продолжать. Его хочется показать еще не раз, и он может превратиться в передвижной проект. Работы будут показаны в Берлине в галерее, которая по совпадению тоже называется «Эрмитаж». Надеемся, что когда-нибудь мы доберемся и до главного «Эрмитажа» в Питере, — рассказал по видеосвязи из Берлина Василий Мельниченко. — Сегодня мы устали от современных шаблонных образов. Хочется видеть человека, его чувства, переживания, его отношение и индивидуальность. Самое большое счастье — познавать мир, чувствовать друг друга, чувствовать, что этот отпечаток уникальный. На мой взгляд, эпоха рококо максимально подходит для этого, когда есть и понятие высокой культуры, и одновременно желание простоты. Хотя, в омской лесостепи было сложно найти природные образы, в которых находятся персонажи Ватто».

«ОМСКРЕГИОН» пообщался фотографами, поучаствовавшими в проекте. Алио Сандро (Александр Петров) прожил пять лет в Санкт-Петербурге, а два года назад вернулся в Омск. До этого он работал программистом-разработчиком, но со временем решил, что его призвание — фотография.

«Когда мне сказали, что Ватто нужно связать с темой экологии, переработки сырья, я посмотрел работы этого художника и увидел природу. Проект начинался в ноябре 2019 года — тогда фотографировать на природе было проблематично, — рассказал он. — Поэтому я снимал в студии, но все же вдохновился именно работами Антуана Ватто, брал за основу его композицию. И я хотел бы, чтобы зрители увидели в моих работах детали — везде есть отсылы к теме экологии».

Несмотря на живописность фотокартин, в них нет никакого «фотошопа».

«Сначала я разработал концепцию, стал искать моделей. С командой делали примерки выбранной одежды от дизайнеров. Идея пришла практически моментально — вечером устроили мозговой штурм с командой, — продолжает Алио Сандро. — Я просто живу фотографией, после этой съемки я стал продолжать свои творческие проекты. Затем вдохновился Караваджо — и появились новые красивые картины. А сейчас занимаюсь новым проектом, и хочу сделать свою персональную выставку, связанную с самоизоляцией».

Фотограф Татьяна Романенко рассказала, что тоже глубоко изучила материал, пересматривала работы Ватто.

«Мне было очень важно повторить стилистику моделей, воссоздать зеленоватый цвет, который присутствует на картинах Ватто, — пояснила она. — Наша команда подошла к этому щепетильно, визажист и стилист Елизавета Есып побеждала во многих конкурсах, ее показывали на одном из центральных телеканалов. И я нисколько не сомневалась, что именно она мне сделает этот образ того времени. Елизавета сделала модели Михаилу Чередову удивительную прическу — это не парик, а его собственные волосы, наложила грим. Миша тоже потрясающе сыграл свою роль. Это не постановочные кадры — я снимаю репортажные фото. Всего было отправлено Василию Мельниченко около 50 фотографий, и он выбрал всего три».

 





Source link

Related Articles

- Advertisement -

Latest Articles